Элана

27 февраля. Музей Анны Ахматовой.г.Санкт-петербург.

Музей Анны Ахматовой. Санкт-петербург 27 февраля
Вместе со Светланой Калистратовой в проекте «Пространство Слова» (вернисаж работ Светланы, презентация новой книги Эланы  «Оттенки тишины»  и концерт)

Выставка в Музее Ахматовой, открытая в последний день зимы, дышит весной и космосом. Она называется «Инварианты. Пространство слова». Естественно, где же говорить о Логосе как о структуре бытия, если не в доме поэта.

Живописные выставки, сопряжённые со словом, случаются и в Эрмитаже. И в обрамлении музыки тоже. И в сопровождении ароматов древности — было и такое семь лет назад. Эрмитаж как некое универсальное пространство вбирает в себя самые разные способы выражения мысли, все «формулы речи» музейного языка. Но здесь, в Фонтанном доме, на фоне живописной коммуникативной симметрии, царственное слово прозвенело впрямую.

Московский художник Светлана Калистратова разработала свой собственный живописный язык, структурируя в метафизических знаках самые разные сферы человеческого познания. Её холсты хранятся и в музеях России, и в частных и музейных собраниях Великобритании, США, Нидерландов, Франции, Австрии, Испании, Германии, Израиля.

Сегодняшний цикл предстаёт перед нами как жизнь Души в пространствах Слова. Это Логос, закодированный в потоке Времени. Светлана Калистратова по первому образованию — математик. Она успешно окончила МИФИ в те годы, когда оказаться причастной к его учёным стенам было сродни мифу. Её кандидатская диссертация называлась неожиданно: «Математическая теория рисунков ткацких переплетений». И это оказался как бы атлас её дальнейшей жизни. Некая метафизическая начертательность. Последующие учителя были даны ей словно по законам комбинаторной геометрии, которой она занималась как математик, а потом и как художник.

Её эволюция творилась по классической спирали. Первые живописные циклы случились в рваных 90-х годах. Каждый из нас тогда по-своему переживал, выживал, проживал. Светлана Калистратова думала о вечном. Впрочем, она размышляла об этом всегда. Буквально с шести лет, как взяла в руки акварель… Она словно постоянно прислушивалась к звучащей Вселенной внутри себя и вокруг, аккумулируя цвет, форму, энергию. Сначала это были фигуративно-предметные мотивы — птицы, цветы, натюрморты. Их сменила орнаментальность, а затем метафизическая абстракция.

Одна из ранних работ называется «Старое бабушкино одеяло». Холст прозвучал как архетипическое послание от живших к живущим. Старинные предметы быта тоже ведь обладают памятью. Она закодирована в них так же, как и в слове.

Картины и скульптуру Светланы Калистратовой можно читать по-разному. Я прочла как родные вербальные письмена. Можно расшифровывать их и с точки зрения Эйнштейна. А можно под углом зрения Малевича или Николя де Сталя. По сути это продолжение линий жизни всех троих. На эрмитажной выставке Сталя (сколько лет прошло с тех пор, неужели десять или уже пятнадцать?) я испытала нечто подобное. Потрясение и ликование от поверки математики интуицией.

Сложная палитра экспозиции изысканна, а геометрия прекрасна. Есть там один холстик, на нём выписаны акрилом фигуры с медианами, гармоничные ромбы, чёткие доказательства теорем, несущие в себе тоже чей-то особый логос. Мне вспомнился вдруг листок из моей школьной тетрадки, который я нашла недавно в старых бумагах и не смогла выбросить. Он, родной брат этого холста, тоже завораживал красотой и музыкой. Кстати, музыка на выставке присутствует вполне реально, осеняя вошедшего тонким крепким крылом. Автор сочинений — Евгений Вороновский. Внимая этой музыке, ты словно выходишь в открытый космос. Гармония с холстами полная.

В продолжение живописи поющий и музицирующий поэт — Элана — представила новую книгу — «Оттенки тишины». Строки её стихов там проиллюстрированы Светланой Калистратовой. Поэт и живописец выступают как со-авторы и со-причастники, со-частники, если отсчитывать слово «счастье» от «сочастия». Счастье свободного безграничного творчества.

В волшебном этом пространстве легко и просторно дышится. Ничто не заслоняет ничего. Совсем по Басё, которого цитировала в одном из «Инвариантов» Светлана Калистратова: «Слова не должны отвлекать внимание на самих себя, потому что истина — за пределами слов».

Татьяна Кудрявцева