Элана

Мой жанр – Песня!

Еженедельная народно-либеральная газета «Богатей»
№36(461) (23 октября 2008г.)

Элана: «Мой жанр – Песня!»

Беседовала
Татьяна ЛИСИНА

Без всякого преувеличения можно сказать, что состоявшийся на днях в ТЮЗе сольный концерт саратовской певицы Эланы прошел с триумфальным успехом.

О нем красноречиво говорили восторженные крики «Браво!», долгие рукоплескания, бесчисленные букеты цветов.

Успеху концерта способствовали качественный мелодизм песен, их нетривиальные тексты (Элана исполняла собственные произведения), широкий голосовой диапазон певицы, ее в меру раскованное поведение на сцене. И, конечно же, яркое музыкальное и художественное оформление концерта. Первое обеспечили великолепные музыканты студии «Река» (клавишные, духовые – Михаил Гольцев, ударные – Сергей Коннов, гитара – Андрей Цопа), известный ансамбль «Бридж», струнный квартет «Моц-Арт», прекрасные солисты: Михаил Гринчук (виолончель), Павел Мангасарян (аккордеон), Сергей Мальцев (кларнет). Художественное оформление концерта усиливало эмоциональное восприятие музыкальных произведений. На экранах по обе стороны сцены крупный план певицы – красивой и привлекательной. А на большом полотне во всю сцену (в соответствии с содержанием песен) появлялись то плывущие в небе облака, то улицы старого города, то осенний листопад, то морские волны. В течение всего вечера Элана не выпускала из рук гитару, которой владеет почти профессионально.

Через день после концерта мы встретились с певицей в студии «Река». Необычное это место. Здесь регулярно проходят творческие встречи с интересными людьми. Тут выступали известный саратовский поэт и прозаик Игорь Алексеев (так рано ушедший от нас в этом году), Андрей Руфанов (творческий псевдоним Сокульский), Валерий Бакуткин (врач, фотохудожник и писатель). Проходил международный фестиваль музыкально-поэтического авангарда «Другие». В этой студии объединяются художники, литераторы, музыканты. И на стыке этих искусств зарождается что-то более сильное, глубокое, обобщающее.

Именно в студии «Река» несколькими днями раньше мы застали известного писателя Алексея Слаповского, уже перебравшегося из Саратова в столицу.

«Без Эланы с такой силой не возобновился бы мой интерес к родному городу, – признался нам писатель. – Студия «Река» и Элана стоят в ряду тех причин, по которым я теперь появляюсь в Саратове чаще. Здесь помогли записать диск моих старых песен «ИзДранное», которые, казалось, я уже никогда не буду петь. Возможно, запишу еще один. Элана создала мне идеальные условия. С ее стороны это очень щедрый подарок: ведь студия предназначена для того, чтобы у самой Эланы была постоянная возможность готовиться к концертам и записывать новые песни. Михаил Гольцев, проделав гигантскую работу, сделал множество аранжировок моих песен. Теперь понимаю, что «Река» – одна из лучших студий, где в любом формате можно записать что угодно. Люди здесь владеют буквально всем. Могут изобразить даже симфонический оркестр».

…Чем больше я общалась с Эланой, тем больше поражалась многогранности талантов этой рыжеволосой, очень обаятельной и энергичной женщины. Здесь сохнут картины: всего только два месяца назад она вдруг начала писать маслом. До этого собственное видение мира проявлялось в ее оригинальных фотографиях. Вот с улыбкой смотрит на мир из деревенского окна умудренная возрастом старушка. Вот умные глаза лошадей. Добродушная морда коровы. Восходы солнца, закат… Все эти фотографии вы можете увидеть на сайте Эланы (www.elana.ru). Его часто посещают те, кому интересно ее творчество. Записи песен, стихи. Сюда пишут, задают вопросы. И Элана обязательно отвечает каждому. Сайт называется «Девять жизней». В нем девять рубрик. Девять кошачьих лапок вы увидите на экране электронной странички. Для этой изысканной женщины кошка – символ свободы, грации, легкости. Кошек в ее уютном студийном кабинете огромное семейство. Фигурки этих ласковых, но своенравных созданий на подоконнике, на столе, в шкафах. За редкими первыми покупками потянулась череда подарков, и все это вылилось в многочисленную кошачью коллекцию.

Корр.: Расскажите о том, как Вы пришли в искусство.

Элана: Это история из области фантастики. Для меня самой она похожа на чудо. Четыре с половиной года назад я начала заниматься йогой. И спустя месяц во сне увидела первое стихотворение, как будто написанное на небе. Эта была какая-то полуявь, что-то из области иррационального. Я увидела рисунок: огненную калитку, под которой пошли строки стихов. Было дико, удивительно, непонятно, возникло ощущение шока. Мы ведь все нормальные люди. Не сразу поняла, что происходит. Прошли минуты, а может, и часы, прежде чем я догадалась вскочить с постели, схватить ручку, все увиденное записать и зарисовать. И только после этого смогла заснуть. И после этого с завидной регулярностью, практически каждую ночь все стало повторяться. Чуть позже таким же образом пришла и музыка. Иногда музыка приходила вслед за стихами, иногда опережала их. На гитаре тогда играть почти не умела, наощупь изобретала аккорды, не зная, что они уже существуют. И вот так с головою рухнула в это искусство, пришедшее ко мне во снах.

Корр.: Песни, которые сочиняете сейчас, приходят так же во снах?

Элана: Первый год они появлялись только так. А теперь бывает по-разному. Иногда они уже готовые возникают где-то внутри меня. Было даже такое: когда бродили по уральским пещерам, где-то глубоко под землей я услышала какой-то напев. Мне самой трудно дать оценку, что же это все-таки такое?

Корр.: Йогой продолжаете заниматься?

Элана: Да. Для меня это святое. Ведь именно йога послужила проводником меня ко мне самой, настоящей. Считаю, что в каждом отдельном случае таким проводником может послужить что-то другое: увлеченность той или иной философией, религией, а кого-то изменяет болезнь или несчастная любовь. Каждый идет своим путем и, так или иначе, в нем находит себя.

Корр.: Как бы Вы определили жанр своих песен?

Элана: У меня нет жанра. И я этим очень горда. Слово «неформат», наверное, создано для меня. Мне по душе свободная палитра слов, мелодий и движений, самые разные краски настроения. Давайте назовем мой жанр «Песня»! С утра у меня может быть джазовое настроение, к вечеру – романсовое. У меня есть и рок, и джаз, и этно. Наверное, за эти годы сочинила около 60 песен. Сейчас записываю диск «Приглашение Гостя». Потом будет диск романсов, их у меня около пятнадцати. Потом фолк.

Корр.: Когда Вы запели, у Вас был эталон певицы? Испытывали на себе чье-то влияние?

Элана: По художественности – Елена Камбурова. Она поет душою. И я этому учусь. Но Елена поет чужие песни. Из тех же, кто поет свои, мне нравились и нравятся какие-то песни Земфиры, какие-то – Арбениной, тепло отношусь к творчеству Ирины Богушевской. Из зарубежных исполнительниц отдаю предпочтение Симоне, Шерил Кроу, Ларе Фабиан. Это певицы, у которых я учусь.

Что касается мужских представителей искусства, здесь безусловными кумирами для меня являются «Битлз» и Питер Гэбриел. Многое нравится в творчестве Андрея Макаревича. Увлекают харизма и энергетика песен Александра Розенбаума.

Корр.: У Вас есть музыкальное образование?

Элана: Три класса музыкальной школы (фортепиано), которую я в свое время бросила. Позже, классе в седьмом, подбирать на слух на фоно меня научила подружка. В институте играть на гитаре учил однокурсник, эдакому студотрядовскому минимуму – пению у костра. На том уровне все бы и осталось, если бы на меня не обрушилась лавина творчества. Стала брать уроки дикции (на театральном факультете у Виктора Георгиевича Кульченко). На них меня отправил Александр Розенбаум, когда я ему показала свои первые песни. «Неплохие романсы, – сказал он. – Но дикция и вокал оставляют желать лучшего…». Если бы не это его резкое замечание, ничего бы сейчас у меня не получилось. Уроки гитары брала у известного джазового гитариста Александра Винницкого и саратовца Виталия Ганеева (сейчас он проректор Тамбовского музыкального института). Параллельно училась (и учусь) вокалу у Наталии Лавриненко. Она стала для меня и педагогом, и соратником, и подругой. Она учит меня не только петь, но и передавать энергетику слова через вокал. А еще Наталия – создатель и вдохновитель вокальной группы «Бридж» Саратовской областной филармонии. И благодаря этому у меня появился опыт совместной работы с этим замечательным коллективом.

Корр.: Какую школу Вы окончили?

Элана: Вторую гимназию, тогда это была школа № 80 с углубленным изучением французского языка. Ее закончил и мой сын (сейчас он учится в Академии права), в ней же учится и дочь. А мои бывшие учителя ходят ко мне на концерты.

Корр.: Знание французского языка пригодилось?

Элана: Есть в Саратове французское общество «Альянс-Франсез», который возглавляет советник посла Жан-Мари Пьери. Интереснейший человек. Так получилось, что ему понравились мои песни. И он сам предложил перевести их на французский. А я давно была одержима этой идеей. По счастливому обстоятельству, Жан-Мари оказался известным французским поэтом. Теперь это наш многочасовой интереснейший труд. Мы сделали вместе уже почти десяток песен и не собираемся на этом останавливаться…

Корр.: Какое замечательное совпадение!

Элана: Я не верю в совпадения. Считаю, что если Бог тебя ведет, то он и дорогу указывает, и дает все средства, чтобы идти по тому пути, который для тебя открывается. Мне нравится одна восточная поговорка: «Готов ученик – готов ему учитель».

Корр.: Элана, вероятно, псевдоним. Как он родился?

Элана: Еще одна фантасмагория. Я периодически вижу сны, которые расцениваю как сны-воспоминания о моих возможных прошлых жизнях. В одном из таких снов я увидела женщину. Рыжая, она путешествовала с каким-то инструментом, типа лютни, за плечами. Она была то ли сказительницей, то ли менестрелем. И звали ее именно Эланой. В это же время параллельно со мною Володя Лозинский, продюсер нашей студии, тоже увидел сон, в котором была Элана. После этого вопроса, какое сценическое имя мне взять, уже не оставалось.

Корр.: Вы давно знакомы с Алексеем Слаповским. А как Вы с ним познакомились?

Элана: В 1988 году, сидя у меня на кухне, Алексей распевал мне свои песни. Они мне так нравились! Я записывала Лешу на магнитофонную «мыльницу» и потом разучивала его песни. Тогда он еще не был таким известным писателем, популярным сценаристом и драматургом, как сейчас. Но бардом он был с незапамятных времен. Кто бы мог тогда подумать, что через 20 лет мы встретимся в совершенно иных качествах!

Директор нашей студии Татьяна Деева, супруга покойного Игоря Алексеева, позвала Алексея выступить в «Реке». И так состоялась своего рода «встреча на Эльбе». Я торжественно вручила ему свой DVD-диск. В полдвенадцатого ночи раздался звонок: «Я только что послушал запись! Мне так понравилось! А я боялся налета эдакого «провинциализма», боялся, что мне придется искать какие-то слова, чтобы тебя не обидеть! А это оказалось так здорово!…». От него я услышала запомнившуюся мне фразу: «У тебя умный голос». Он выразил желание, чтобы, возможно, в каких-то фильмах по его сценариям прозвучал мой голос. И так пошло наше сотрудничество. Он записал у нас свой диск. На нем одну из песен Слаповского, бонусом, исполняю я.

Корр.: Несколько Ваших песен посвящено осени. Это Ваше любимое время года?

Элана: У меня нет любимого времени года, вернее, они все мной любимы. Когда изнутри человека что-то греет, ему неважно, что там снаружи: снег, дождь, падает ли листва? Но осень, конечно, красива. Ее краски на скупом редком солнышке радуют глаз. Хотя у каждого времени года – свои прелести.

Корр.: Вечная тема любви тоже звучит в Ваших песнях. А чувство неразделенной любви Вам знакомо?

Элана: Испытано. И я с благодарностью отношусь к этому испытанию. Потому что понять, что такое любовь, не пережив безответного чувства, сложно. Сегодняшняя я считаю, что для того, чтобы любить, не обязательно обладать… И вообще, к очень многим своим сегодняшним «очевидностям» я пришла только благодаря каким-то жизненным урокам.

Корр.: Как Вам удалось подобрать таких высокопрофессиональных музыкантов в Вашу студию? Где Вы их нашли?

Элана: Они нашлись сами. Если что-то очень нужно, оно всегда случается. Михаил Гольцев, например, ради музыкального творчества бросил работу на престижном Первом телеканале. На сегодняшний день он стал музыкальным лидером нашего коллектива. Андрей Цопа, когда мы его пригласили, вообще жил в Аткарске, сейчас же перебрался с семьей в Саратов. Замечательный гитарист. Сергей Коннов – музыкант очень высокого класса. Он работал в цирке, сейчас играет в «Брандт-Брасс Ансамбле», вначале пришел к нам подыграть, да так и остался. Скромен, но виртуозен. Да, с музыкантами мне очень повезло…

Корр.: Какова, на Ваш взгляд, ныне ситуация на современной российской эстраде?

Элана: Честно? Считаю, что законы шоу-бизнеса и коммерциализация, которые ныне диктуют абсолютно все, вызывают ложное представление об искусстве у большей части населения. И кому-то хватает собственного чувства вкуса, жизненного багажа отделять зерна от плевел. А кому-то – особенно подрастающему поколению – нет. Сама я не смотрю телевизор. Но не могу «отвадить» от него свою дочь. Хорошо, что она слушает что-то еще. А другие? Один из мотивов моего творчества – предложить альтернативу хорошо сделанным штампам, которые сегодня захлестнули средства массовой информации… Думаю, что таких «альтернативщиков», как я, на самом деле много, просто не у каждого есть возможность «громко» заявлять о себе…Если ничего не изменится, от нашей культуры, которой мы, русские люди, так гордимся, ничего не останется.

Корр.: А что для Вас «важнее» в песне музыка или слова?

Элана: Для меня важно сочетание слов и музыки, а может быть, даже их единство. У меня есть строки: «Слова без веса и значения пусты./ Попробуй зримым в слове стать/ Всем естеством своим скажи./ Родится музыка тогда».

Многие барды сегодня пишут великолепные стихи. Но у них, к сожалению, зачастую мало мелодики. Куча «хитов» сегодня, наоборот, будучи сделаны высокопрофессионально с точки зрения музыки, «хромают на обе ноги» в поэзии. А только на стыке поэзии и музыки рождается песенное искусство, на мой взгляд.

Корр.: В одной из газет о Вас было написано, что Вы без особых усилий могли бы стать звездой всероссийского масштаба. А Вы сами не думаете расширить свою слушательскую аудиторию?

Элана: Искусственным путем? Он требует больших капитальных вложений. Я к этому не готова. Мы выбрали естественный.

Корр.: Вы выступаете в других городах?

Элана: Да. Может быть, не так часто, как бы хотелось… раз в месяц… иногда раз в два месяца случаются большие концерты. Это Пенза, Нижний Новгород, Калуга, Волгоград, Москва. Сейчас я готовлюсь к Тамбову, еду туда с сольным творческим вечером через неделю. Кстати, в апреле в Тамбове мы уже были. Однажды мой диск попал в руки режиссера и директора драматического театра Геннадия Колесникова. Он позвонил мне и предложил включить мои песни в спектакль «Девушка и кентавр», который тогда у них был в работе. Я согласилась. Целых одиннадцать моих песен, аранжированных специально для театра Михаилом Гольцевым, оказались в результате задействованы в музыкальном оформлении спектакля. И в апреле состоялась премьера, на которую я и была приглашена…

Корр.: Я слышала Ваши песни на нескольких саратовских радиостанциях. А в других городах они звучат?

Элана: Да, звучат. Живут своей жизнью. А в каких городах – я и сама, порой, не знаю. Мы вывешиваем мои песни на сайт tophit.ru. Разные музыканты помещают на этот сайт свои песни, и дальше от них уже ничего не зависит. На этот сайт заходят музыкальные редакторы разных радиостанций и выбирают то, что им нравится. Например, недавно мы вывесили песню «Трамвайчик № 8». В первую неделю было 160 эфиров этой песни, во вторую – 216. Трек используют 30 радиостанций на 121 город вещания. А песня «Осень» выдержала 2345 эфиров.

Мои песни часто включают в mp3-сборники песен. Я нашла и насчитала в Интернете больше 40 таких «солянок». И хоть с этих «пиратских» включений я не имею никаких отчислений как автор, но все равно рада этому процессу: как никак, популяризация творчества.

Корр.: На минутку вернемся к Вашему последнему концерту. Его название «Приглашение Гостя». Каким Вы себе представляете своего основного Гостя?

Элана: Вижу несколько составляющих. Когда в связи с фольклорным циклом, который неожиданно у меня выписался, изучала древнерусские тексты, то обнаружила, что «Гост» – это «Бог». Отсюда «погост», «погостить», «гостевать» и множество других слов. Бог – Гость, который там присутствует на всех ритуалах и на обрядах (свадьбы, разводы, рождение, смерть и т. д.). Поэтому «Приглашение Гостя» у меня прозвучало в концерте таким образом: «Очищение сердца./ Приглашение Гостя./ Бог, вошедший в твой дом,/ Сделал хижину храмом».

Это основная и ключевая мысль моего творчества. В этом Госте, то есть в Боге, ключ ко всему. Но не надо искать Бога далеко. Ищи его в себе, пусти его в свое сердце. И говоря обо всем: о расставаниях, о разрывах, о смешных или грустных вещах, я всегда подразумеваю присутствие Бога.

Есть и второе значение названия программы. Когда я приглашаю Гостя, я приглашаю ВСЕХ. Неважно, сколько лет моему зрителю, неважно кто он и чем занимается. Я вижу в нем божественную составляющую. В каждом. Ибо ВСЕ мы созданы «по образу и подобию».

А «имеющий уши, да услышит»…