Элана

Поющие в попсовнике

Еженедельная общероссийская
общественно-политическая
газета «Трибуна».
6(10151) пятница 16 февраля 2007

Поющие в попсовнике
Споры вокруг феномена авторской (бардовской) песни не утихают лет тридцать. Что это? Музыкальная поэзия? Поэтическая музыка? Каждое возвращение к теме вдобавок сопровождалось рефреном о кризисе жанра. Между тем авторская песня жила и развивалась по своим законам. А если развивалась — значит, видоизменялась.
Булат Окуджава говорил, что авторская песня — это стихи с гитарой в руках. И для своего времени был абсолютно прав. Только вот в чем вопрос: а зачем поэт взял в руки гитару? Слава догнала Окуджаву-барда, когда поэзия еще собирала стадионы, но магнитные носители уже исподволь ее подтачивали и переозвучивали. В XIX веке «Черную шаль» Пушкина каждый письмоводитель исполнял под гитару понравившейся барышне, но Пушкин не сменил романтическую лиру на демократичную гитару. Блок всю жизнь записывал в тетрадь цыганские романсы, однако не пел в трактирах «Незнакомку». И «процесс пошел» лишь тогда, когда повальное музыкальное любительство кончилось и началось соперничество текста с музыкой и исполнением.

По выражению Марины Влади, Высоцкий, социальная острота многих песен которого удивляет и сейчас, «звучал из каждого окна». Вот эта мечта «звучать из каждого окна», на мой взгляд, и побудила поэта взять в руки гитару, а затем аранжировать свои три аккорда в дорогой студии. Что бы ни говорили о природе творчества, движу¬щая сила здесь — успех, а сильнейший стимул — достижение этого успеха. И если вчера успех «подпольный» ценился выше официального, то сегодня сочинение «для себя» остается частной позицией сочинителя — и не более того.

Поэты Большой спортивной арены в Лужниках несомненно обладали недюжинной харизмой. Но, во-первых, в силу разных причин у них не было равноценных конкурентов в других аудио-жанрах. Толкунова или ансамбль «Самоцветы» вряд ли могли тягаться с Евтушенко и Вознесенским. Во-вторых, поэзия, которая выдерживает испытание большой аудиторией, уже тем самым тяготеет к масскультуре. Успех — явление прежде всего массовое. Поэтому шельмуемая ныне «попса» и «побса» (поэзия Большой спортивной арены) — родные сестры. И выход за рамки элитарности — обратная сторона всякого успеха.

На мой взгляд, авторская песня сегодня идет наиболее верной дорогой к успеху и известности, то есть к постепенному слиянию с шоу-бизнесом. Пока музыкальные продюсеры реагируют на это неохотно и осторожно, а бардовскую песню можно услышать лишь на «Маяке» и «Руспеснях», но ситуация изменится, как только общество хоть чуть перерастет нынешний уровень. В целом авторскую песню сегодня отличает от эстрады не плохое исполнение под плохой аккомпанемент, а в первую очередь более высокая интеллектуальность текста, над которым слушатель поневоле должен размышлять.

Авторская песня лет пятнадцать назад двинулась в сторону самоокупаемости. Сегодня «кухонный» жанр мало-помалу становится продуктом. А посему просто вынужден заботиться о качестве. Путь этой естественной эволюции выбрали вслед за Митяевым и Розенбаумом достаточно многие. Вот лишь два примера симбиоза эстрады и бардовской традиции.

Первый — Елена Фролова. Еще несколько лет назад поэт Дмитрий Сухарев сказал о ней: «Это — авторская песня завтрашнего дня, сегодня же она еще элитарна. Но разве кто-то мешает нам расти вместе с любимым жанром?» Мало того что сказано точно, но еще и пророчески. Без Елены Фроловой с ее «космическим» вокалом и звучанием шестиструнной гитары (а теперь еще и гуслей) трудно себе представить сегодня самый представительный концерт жанра. Репертуар Елены фантастически разнообразен: это и песни на стихи поэтов Серебряного века, и прекрасный цикл на стихи Иосифа Бродского, и песни на собственные стихи. И — ни одного случая понижения планки!

Автор и исполнитель из Саратова Элана всего три года назад вышла на сцену. Голосовые, сценические и исполнительские данные Эланы пока что преобладают над текстом и музыкой. Но по недавнему концерту в Дом-журе очевидно, что хороший режиссер и музыкальный редактор получат материал, работа с которым окупится сторицей. В песнях Эланы есть элементы и джаза, и рока, и этники, но по артистизму и драматизму ближе всего они, пожалуй, к новейшему французскому шансону. Если мне не изменяет интуиция, то «театр Эланы» — дело не столь далекого будущего. Юлий Ким ведь активно писал мюзиклы, и его слава барда от этого ничуть не померкла.

Авторская песня становится все более конкурентной, В самом скором времени этот феноменально живучий жанр выставит серьезный счет «попсе», которая кажется незыблемой только тем, кто кроме нее ничего не слушает.

Марина КУДИМОВА