Элана

Приглашение Гостя, или Просто Элле захотелось попеть…

Еженедельная общественно-политическая газета «Взгляд»
№34 (125) 21 августа 2008г.

Приглашение Гостя, или Просто Элле захотелось попеть…

31 июля 2008, 11:02
Автор: Оксана ФЕДОТОВА
Фото Стаса АЗБЕЛЯ

На концерт Эланы я шла со смешанным чувством. Так случилось, что песен ее я не слышала, зато читала парочку интервью, где Элана представала как супруга Александра Бурдавицына – генерала ФСБ и федерального инспектора по Саратовской области. Картина, которая возникала в воображении, была примерно следующей. Жила себе довольно обеспеченная дама, владела сетью гостиниц, и вдруг  стало дамочке скучно, и решила она  запеть…

Ну, решила и решила, с кем не бывает. Вон писала наша газета про московского депутата и бизнесмена Андрея Ковалева. Уж на что, казалось бы, далекий от творчества человек, а сколотил свой рок-ансамбль, ездит теперь по стране, песни патриотические поет. Стихи про милого ежика сочиняет. Или дама, ее еще называют королевой креветок. Надоело ей деликатесы морские продавать. Душа запросила сольной карьеры. Самовыражается теперь…
Смотришь на таких вокалистов и диву даешься – до чего порой беспредельной бывает тяга к прекрасному.
Примерно так я рассуждала по дороге на концерт Эланы, который состоялся в минувшую пятницу в принадлежащей ей студии «Река». В лучшем случае рассчитывала услышать что-нибудь в стиле Ирины Богушевской, полагая, что ничего лучшего в жанре женского вокала и авторской песни на сегодня  придумать нельзя, а можно только пытаться подражать. В худшем – что-нибудь очень личное и экзальтированное в стиле «ах, я его любила, а он ушел к другой…». До уровня «королевы креветок» опускаться не хотелось. «Не может же быть, чтоб настолько…» – успокаивала себя.
Ложку дегтя в море скепсиса добавил и разговор с организаторами. «В честь чего концерт?» – спросила я Таню Дееву, которой Элана доверила руководство студией. «Да просто так, – улыбнулась Татьяна. – Просто Элле захотелось попеть…»
Позже, правда, Таня объяснила, что на самом деле это своего рода репетиция большого сольного концерта, который должен пройти осенью в ТЮЗе. И посвящен он будет новому альбому Эланы «Приглашение Гостя». Именно так, с большой буквы. А всего альбомов у певицы было два, один из которых – в формате DVD.
Не внес ясность и разговор с одним из музыкантов Эланы – приятным в общении мужчиной средних лет (позже выяснилось, что зовут его Михаил и что играет он на клавишных).
– Обычно бывает так: есть определенная аудитория, у которой есть потребность в том или ином музыкальном продукте. И рано или поздно находится человек, который угадывает эти ожидания и подстраивает свое творчество под необходимый формат. У нас же все наоборот: мы отталкиваемся исключительно от человека. Есть женщина, ее настроение постоянно меняется, она каждый раз разная, отсюда и такая многожанровость. Такое редко у кого бывает, – не без гордости заключил музыкант.
«Тоже мне достижение – десять раз на дню менять настроение, – подумала я  скептически. – То смех, то слезы – эдак я и сама могу.  Ты попробуй в одном настроении удержаться – быть веселой даже тогда, когда на душе кошки скребут. Вот это интересно…» Позже выяснилось, что у Эланы на этот счет даже песня есть – «На дню семь раз переменюсь…»
Небольшой, со вкусом оформленный зал в студии был полон. Люди пришли на концерт с цветами. Присутствие знакомых, про которых я точно знала, что люди они интеллигентные и абы что слушать не пойдут, многое меняло. «Наверное, что-то в этом все-таки есть», – подумала я с надеждой. Весу происходящему добавил и писатель Алексей Слаповский, который тоже был замечен среди гостей. Оказалось, Элана и Слаповский давние друзья, а недавно студия «Река» даже записала Слаповскому диск с его песнями, который вот-вот должен выйти в свет. Диск называется «ИзДранное». Сразу видно, что принадлежит он известному любителю словесных парадоксов и  каламбуров.
Стены в студии Эланы увешаны картинами и фотографиями знаменитостей, местных и столичных: поэты, писатели, музыканты – в общем, люди, заслуживающие всяческого уважения. Среди них – артист Лев Горелик, выдающийся саратовский актер и театральный педагог Александр Галко, поэты Игорь Алексеев, Андрей Сакульский, певец Александр Розенбаум, киновед Владимир Семенюк – всех не перечислишь. Фотографии сделаны с юмором. По всему видно, что в студии бьет ключом самая настоящая  творческая жизнь…
А дальше был концерт. То, что Элана – явление незаурядное, стало понятно с первых же нот. Такого сочетания таланта, артистизма, вкуса и какой-то невообразимой по своему заряду энергетики я не видела уже давно. Концерт стал для меня культурным шоком, не побоюсь этого слова…
Что ни песня, то хит – и не в попсовом, а в высоком музыкальном смысле. Каждая моментально ложится на слух. Я поняла, что в какие-то незапамятные времена уже слышала Элану. Просто не знала, что  это она. Если мне не изменяет память, дело было во Дворце культуры «Россия», на фестивале бардовской песни. Она мне понравилась сразу. И если спустя столько лет  я вспомнила эти песни с первых же нот, то это о чем-то да говорит, согласитесь.
Элана не только поет, но и играет на гитаре. Ей аккомпанируют уже упомянутый мною клавишник, гитарист и барабанщик – фактически полноценный ансамбль. По уровню спетости и сыгранности видно, что музыканты – большие профессионалы. Что до стиля, в котором поет Элана, то его трудно определить одним словом. Прав был Михаил, многожанровость здесь действительно налицо: и лирика, и романс, и зубодробительный рок-н-ролл, а в целом – это, конечно, авторская песня в лучшем смысле, ведь и слова, и музыка принадлежат самой Элане.
Звучала настоящая поэзия. В которой нет ничего непонятного, ничего туманно-запутанного и вычурного, как это случается иногда с женской лирикой. Все кристально просто и… чрезвычайно красиво. Символично. Никаких вздохов-ахов под луной нет и в помине. А есть порой такие темы, что кажется невероятным – как в такой хрупкой женщине помещаются такие, извиняюсь за выражение, глубины.
Не знаю, кому как, а лично мне в женской поэзии менее всего интересна  любовная лирика. Ну, как-то обычно скучно все, неинтересно. Все эти любовные томления, страдания – ничего в них нового нет. У  Эланы любовные переживания, коль скоро они случаются, интересны именно в силу масштаба личности.
Она может быть задумчивой и глубокой, а может хулиганить, как мальчишка. Под стать выбрала себе и имидж. Две огненно рыжих косички другой бы наверняка придавали странную инфантильность. А у нее смотрятся весело, озорно и придают облику эдакую обманчивую облегченность. Ну, как будто бы все, что она делает, о чем говорит – это так, не всерьез. Игра…
Голос у Эланы красивый и очень низкий. С Богушевской ее роднит лишь то, что каждая ее песня – это почти театр одного актера. Каждую строчку, слово она проживает и обыгрывает, как настоящая актриса.
Уже просто смотреть на нее – удовольствие. То, как она себя ведет на сцене, как держит инструмент, как искрятся ее глаза, сколько радости она излучает. Два отделения я просидела не шелохнувшись…
Сначала Элана спела свои старые песни, после чего объявила, что сейчас споет новую. Казалось бы, куда уж больше, чем еще можно удивить зрителей? Оказалось, есть куда… А всего новых песен у Эланы девять. Кстати, одну из них она «слямзила» у того же Слаповского. С его разрешения, разумеется. И переделала от женского лица. Получилось здорово. Вне сомнений, Элана могла бы стать звездой всероссийского масштаба. Представляется, для этого ей даже не потребовалось бы прилагать особых усилий. Но надо ли ей это? Наверное, нет.
А вы говорите – «поющие кошельки»…
Один парень, выходя из зала, заметил: «В ней столько любви…»
Точнее не скажешь. Все были немножко околдованы и убаюканы этой непонятно откуда взявшейся энергией любви. Ее источник мне непонятен до сих пор. Что это, сцена так преображает человека или она такая и в жизни? Не знаю. Да по большому счету это и не важно. Главное, что впереди нас ждет большой осенний концерт в ТЮЗе. Будем с нетерпением его ждать. Ну а Гостей Элана уже пригласила.