Элана

Романс в трех частях

В последнюю неделю февраля студия «Река» вновь принимала старых друзей и обзаводилась новыми на концерте «Вечер романса». Концерт, на мой взгляд, условно можно назвать своеобразным трехчастным музыкальным произведением: три разных исполнителя, у каждого своя, неповторимая манера исполнения и свой репертуар. Помимо хозяйки вечера Эланы, в концерте приняли участие Наталья Муравьева и небезызвестный фронтмен группы «Метро» Александр Староверов.

Давайте вспомним, что же собой представляет романс. Романсы поют почти все: и оперные мэтры, и эстрадники; пожалуй, где бы ни появилась гитара, обязательно рано или поздно зазвучит романс.

Уютная атмосфера зала, приглушенный свет. На экране — видеоролик. Из его содержания узнаём творческую историю певицы: Элана пишет и издает книги («Суфлеры из небесной будки», «На белом белое» — обе номинировались на премию «Московский счёт»), создает студию звукозаписи, собирает вокруг себя талантливых музыкантов, обучается вокалу и игре на гитаре, «записывает песни, стирает песни, меняет ноты, рифмы, музыкантов» … Так рождается альбом «Приглашение гостя» — на его создание ушло три года. Гостей приветствуют известные люди Саратова: писатель, критик Валерий Бакуткин, народный артист России Лев Горелик, ну и, конечно же, сама виновница торжества. Первая песня, которую исполнила Элана, «Где ты», первая и на диске. Затем — «Ты не знаешь моего языка», написанная на берегу Финского залива. Вообще, Элана пыталась не нарушать последовательности композиций – она та же, что и в альбоме, но, об этом позже…

Романс развился из песни и ведет свое начало из Испании – так в средние века называли светскую песню, исполняемую именно на испанском, а не на церковном латинском. Интересно, что в России романсом называли произведение, исполняемое на французском, а вот даже то же самое произведение, но на русском, уже носило название песни. Попав в Россию, романс постепенно ассимилировался. В первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создается жанр цыганского романса. Но наиболее популярным все же становится городской романс – авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.

 

Именно в манере городского романса и было исполнено выступление Натальи Муравьевой, записавшей в «Реке» уже второй диск. «Газовая косынка» Прозоровского, ставшие классикой «Выхожу один я на дорогу» и «Белой акации гроздья душистые» прозвучали трогательно и искренне, что не могли не тронуть довольно взыскательную публику.

Передача больше общего настроения текста, чем подробная иллюстрация его деталей, вероятно, поэтому так привлекает нас в жанре романса. Поскольку романс – произведение, по сути, лирическое, неразрывно связано с чувствами автора и имеющее в своей основе сюжетную линию, то интересно было услышать о том, как рождаются романсы из уст их создателя.

Некоторые из романсов Эланы написаны ей самой (и слова, и музыка), а некоторые родились из совместного творчества с Еленой Губарь и Михаилом Гольцевым. Певица признается, что обычно сначала появляется текст, а уже потом рождается мелодия, но с романсом «Только любовью» произошло с точностью до наоборот. Сначала появилась музыка Михаила Гольцева, а уже на эту музыку писались стихи. По словам Эланы, это был ее первый опыт написания стихов на готовую музыку.

К привычному трио музыкантов: Михаилу Гольцеву, Андрею Цопе, Сергею Коннову ненадолго присоединился Михаил Гринчук со своей виолончелью, внеся романтическую нотку легкой светлой грусти, без которой не бывает любви. И, пожалуй, самым неожиданным и необычным инструментом в концерте стала венгерская бас-блок флейта Михаила Гольцева.

Сочетание авторского текста и музыки с поэтичными образами, которые создает Элана в каждой своей песне, являются тремя основными составляющими романса. Каждая песня Эланы – своя маленькая история, маленькая жизнь, которую певица искренне проживает на сцене самобытно, ни на кого не похоже. Элане удивительным образом удается сохранить и перенести созданные в зрительном зале доверительные отношения за его пределы.

И в третьей части вечера почтенная публика, пребывавшая в лирико-романтическом настроении от песен Эланы, услышала Александра Староверова, пробившегося по заснеженному и запруженному машинами городу с концерта в «Реку». Возможно, романсы и не являются коньком Александра, но его лирические песни весьма органично влились в музыкальную тематику вечера и стали достойным его завершением. Особенно такая жизнеутверждающая битловская классика, как «Let it Be», исполненная на «бис» под занавес.

P. S. В феврале этого года прошел первый концерт французской программы Эланы в посольстве в Париже. Певица уже получила несколько приглашений на Монмартрский фестиваль и на концерты в Марселе. О том, как будут развиваться события «песенного покорения» Франции, мы расскажем в газете «Богатей».

 

Светлана ТЕНЕТКО